Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет. (499) 678-02-01. info@iaacc.ru

Международные стандарты в отечественной практике аттестации кадров высшей квалификации

Одно из важнейших достижений России последних 20-ти лет - формирование принципиально нового сообщества профессионалов и специалистов, способных инновационно действовать в условиях рыночной экономики. Национальная система аттестации, к сожалению, не отреагировала адекватно на формирование нового референтного слоя, в стране до сих пор продолжает сохраняться исключительно система государственной аттестации работников науки и высшего образования.

Совершенно очевидно, что новому профессиональному сообществу необходима собственная система координат, без соотнесения с которой невозможны объективные кадровые решения. «Маргинальная статусность» лишает отечественных специалистов необходимых конкурентных преимуществ в стране и за рубежом, вынуждает стремиться к получению «ВАКовских» дипломов, заставляет имитировать непрофильную для них научную деятельность, нерационально растрачивать время и средства.

Именно отсутствие в нашей стране системы общественно-профессиональной аттестации специалистов с присуждением профессиональных докторских степеней, практика широко распространенная в современном мире, породило стремление части российских управленцев, чиновников, далеких от научной деятельности специалистов аттестоваться в ВАК. В результате возник поток кандидатских и докторских диссертаций, не обеспеченных интеллектуально, сделанных формально или написанных «на заказ».

Признавая изъяны в работе ВАК, бывший министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко еще в 2007 г. говорил: «Я считаю, что все эти диссертации «под ключ» появились еще и оттого, что у нас каждый бизнесмен и чиновник хочет иметь степень. Во многих случаях это справедливо, только это должна быть не ученая степень – надо вводить доктора администрирования, менеджмента или еще чего-то».

В развитых странах система аттестации специалистов высшей квалификации отражает структуру профессионального сообщества, включает профессиональную и научную аттестацию. Профессиональные докторские степени рассматриваются как составляющие систему профессионального доктората, научные докторские степени - как составляющие систему академического/исследовательского доктората.

Основанием для научной аттестации служит профессиональная деятельность в сфере высшего образования, фундаментальной или прикладной науки, написание и защита диссертации.

Основанием для профессиональной аттестации служит базовое высшее образование, дополнительное образование, участие специалиста в саммитах, конференциях, симпозиумах, позволяющих перманентно обновлять профессиональные знания, патенты, научные разработки, проекты, практические работы.

Важнейшим показателем состоятельности профессионала является общественная и государственная оценка его успехов и достижений – государственные и общественные награды, грамоты, поощрения.

Сегодняшний кризис ВАК со всей очевидностью высветил необходимость реорганизации системы аттестации в Российской Федерации, имея в виду модернизацию системы научной аттестации и развитие общественно-профессиональной аттестации по международным стандартам.

Модернизированная система научной аттестации, по нашему мнению, должна сохранить лучшие достижения и практики, накопленных за период 80-летнего существования ВАК, в тоже время включить элементы международной практики, способствующие признанию результатов отечественной аттестации за рубежом.

Позитивному движению в этом направлении может способствовать использование национальной системой аттестации основных принципов и положений Международной стандартной классификации образования (МСКО), в частности ее модернизированной версии МСКО 2011, разработанной ЮНЕСКО и направленной на преодоление барьеров на пути международного признания национальных документов об образовании и аттестации.

В основе МСКО более чем 50-летний опыт реализации идеи гармонизации национальных образовательных систем, выработки механизмов, облегчающих обмен студентами, преподавателями, профессионалами в условиях глобализации, взаимного признания документов об университетском образовании и ученых степенях, подготовленный и поддержанный рядом международных конвенций, в том числе:

  • Европейской конвенцией об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты (1953 г.);
  • Конвенцией о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы (1979 г.);
  • Лиссабонской конвенцией о признании Квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (1997 г.).

Успешность МСКО, как и целого ряда других международных стандартов, таких, как ИСО 9000, ИСО 16000 определяется такими важнейшими принципами как - совместимость международной стандартной классификации с национальными образовательными системами, перманентная модернизация стандартов по мере изменения основных трендов мирового развития, гибкость, способствующая развитию новых направлений образования.

Система общественно-профессиональной аттестации специалистов с присуждением профессиональных докторских степеней, должна использовать международный опыт и перечень докторских степеней, принятых в мировой практике профессиональной аттестации.

В целом, это представление о переменах, назревших в системе аттестации нашей страны, не противоречит основным положениям Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в РФ – документу, подготовленному Минобрнауки и ВАК и обсуждавшемуся на Круглом столе Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации 21 мая 2013 г.

Я имею в виду два «пилотных» проекта Концепции «проект по аттестации научных кадров высшей квалификации» и проект «профессионально-общественной аттестации в сферах бизнеса, государственного управления и других», к сожалению объединенных под общим названием «Концепция модернизации системы аттестации научных кадров».

Практика общественно-профессиональной аттестации по западным образцам в России насчитывает 15 лет.

Ее становление относится к середине 90-х годов 20 столетия, когда Российская Федерация встала на путь сближение национальной системы аттестации с общепринятыми мировыми стандартами, в том числе со стандартами МСКО 97. В этот период приоритетным направлением внешней политики России стала интеграция страны в мировое сообщество. В рамках решения комплексных проблем этой политики решалась и проблема имиджа специалистов, представляющих Россию в международных контактах во всех сферах профессиональной деятельности.

Тогда же со всей очевидностью проявились характерные отличия российской системы аттестации от западных образцов:

  • мощная система научной и полное отсутствие системы профессиональной аттестации с присуждением профессиональных докторских степеней;
  • государственный характер научной аттестации, сопровождаемый системой льгот и привилегий для аттестованных специалистов;
  • жесткое административное регулирование и недостаточная гибкость системы;
  • слабая связь с западными системами аттестации и, как следствие, сложности с признанием отечественных дипломов за рубежом.

В июне 1993 г. в Москве был принят Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и ЮНЕСКО по вопросам сохранения культурного и природного наследия, передачи мировых достижений в сферах науки, образования и коммуникации, подготовки кадров по различным направлениям деятельности ЮНЕСКО.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. № 13-р. предписывало Минобразованию России совместно с МИДом России и Госкомимуществом России обеспечить проведение мероприятий по созданию в Российской Федерации Всемирного технологического университета (ВТУ) и Института ЮНЕСКО по политике в области образования и новым информационным технологиям.

В 1998 в качестве одного из департаментов ВТУ был учрежден Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет (МАААК). Учредителями Комитета выступили Ассоциация негосударственных вузов России (АНВУЗ России) и Общероссийская ассоциация «Содействие высшим учебным заведениям». После регистрации было подписано соглашение о сотрудничестве Комитета с Российским Союзом ректоров и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

Комитет, по замыслу его создателей, должен был занять пустующую в России нишу профессиональной аттестации специалистов высшего уровня, выправить дисбаланс в национальной системе аттестации, внести свой вклад в формирование полноценной и сбалансированной системы аттестации специалистов в стране в соответствии с мировой практикой аттестации.

Миссия Комитета состояла в том, чтобы в рамках общего курса мирового сообщества и ЮНЕСКО на развитие мобильности профессиональных кадров и обеспечение признания и сопоставимости квалификаций, полученных в разных странах, обеспечить адекватную оценку вклада российских специалистов в развитие различных отраслей экономики, бизнеса, науки, техники, образования.

Основная задача, которая ставилась перед Комитетом - содействовать гражданам России и других стран в реализации прав на профессиональную аттестацию по международным стандартам.

Цель аттестации - повышение конкурентоспособности профессионалов при найме на работу, продвижении по карьерной лестнице, при ориентации на международное деловое сотрудничество, на работу в иностранных организациях.

В 2013 году Комитету исполняется 15 лет. За период существования в нем аттестовано свыше 900 специалистов сферы бизнеса, топ-менеджмента нефтяной, газовой, строительной отраслей, аттестованы мэры городов, губернаторы, деятели искусства, науки, образования и т.д.

Сегодня основная направленность в деятельности Комитета - расширение сотрудничества с профессиональным сообществом страны - работодателями, профессиональными общественными объединениями, союзами, ассоциациями, профильными общественными экспертными советами, международными и национальными премиями, образовательными учреждениями и пр. Именно эти структуры призваны играть роль общественно-экспертного сообщества при оценке профессиональной значимости специалистов, претендующих на присуждение профессиональных докторских степеней.

В заключение хочу добавить, что именно сегодня чрезвычайно опасна недооценка значимости отечественных специалистов, лишающая их конкурентных преимуществ на глобальном рынке труда и услуг.

Сергеева Татьяна Константиновна
д.б.н., проф.,
Президент Международного академического аккредитационного и аттестационного комитета

 
Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет. (499) 678-02-01. info@iaacc.ru

© МАААК, 2000-2018